Kolmen Ristin Kirkko (tienhaara) wrote,
Kolmen Ristin Kirkko
tienhaara

Стокгольмский метрополитен

Оригинал взят у dakotaks в Стокгольмский метрополитен
Оригинал взят у shaltay_boltay в Стокгольмский метрополитен

Пишет grishasergei: “Стокгольм известен, не в последнюю очередь, благодаря своему метрополитену. Метро – одна из главных визиток Стокгольма, оно так же популярно как любимые туристами дворцы, церкви и старый город. Стокгольмское метро прежде всего известно смелым и уникальным дизайном некоторых своих станций, фотографии которых регулярно всплывают в подборках типа “cамые необычные метрополитены мира”.

Сегодня я хочу подробно рассказать о метро Стокгольма, туннельбане, как его здесь называют.”

(Всего 58 фото)

Stockholmsub25 800x535 Стокгольмский метрополитен

Источник: Жжурнал/grishasergei

Стокгольмский метрополитен насчитывает сейчас 100 станций, общая протяженность путей 105 км. На этой красивой цифре счетчик станций остановился почти 20 лет назад. 2 самые молодые станции были сданы в 1994 году и с тех пор экстенсивное развитие метро пока что остановилось. Сейчас активно обсуждается строительство новых станций и веток, но все пока что лежит в далеком будущем. В данное время в приоритете возрождение трамвая и окончание строительства нового железнодорожного туннеля, но это уже совсем другая история.

Stockholmsub01 Стокгольмский метрополитен

1. Взглянем на схему. Схема Стокгольмского метрополитена напоминает карту железнодорожных путей Швеции из рассказа про новый железнодорожный туннель. Как и в случае с железнодорожной сетью, сеть метро имеет четко выраженный центр, образующий узел в который связываются все ветки. Узлом, или еще лучше пупом, Стокгольма является центральный железнодорожный вокзал.

Stockholmsub02 Стокгольмский метрополитен

2. Верхний уровень. Средний уровень выглядит точно так же.

Stockholmsub03 Стокгольмский метрополитен

3. Нижний уровень – платформа синей линии. Отличительная черта всей синей ветки, благодаря которой стокгольмское метро известно во всем мире, это отделка, точнее ее отсутствие. Все станции синей ветки, за исключением двух, вырублены в скале, своды имеют неправильную форму и не отделаны, лишь покрыты слоем набрызг-бетона. Дальше лишь дело росписи да освещения и на выходе получаем шедевры!

Stockholmsub04 Стокгольмский метрополитен

4. Станция зеленой линии Odenplan по совместительству еще и выставочный павильон. Посреди платформы стоит “аквариум”, в котором постоянно меняется экспозиция. Сейчас аквариум оформлен Йоном Якобсоном (John Jakobsson), советую!

Stockholmsub05 Стокгольмский метрополитен

5. “Представьте себе мир, в котором не действуют привычные правила и связи, где реальность совсем не реальная с общепринятой точки зрения…” – приблизительно в таком стиле описана эта композиция. Сходите по ссылке, у парня все ок с фантазией icon smile Стокгольмский метрополитен

Stockholmsub06 Стокгольмский метрополитен

6. Композиция усилена звуковым сопровождением. Помните звуки, когда нажимаешь на здания и юниты зергов в Старкрафте? Такие же слышны из аквариума.

Искусство на станция метро постоянно развивается и не консервируется в виде на момент постройки станции. Новые художники и идеи постоянно воплощаются в жизнь.

Stockholmsub07 Стокгольмский метрополитен

7. Еще из особенностей стокгольмской подземки. У стокгольмских поездов метро нет зеркал заднего вида. На каждой станции машинист выходит из поезда и контролирует пассажиропоток и в микрофон говорит, что он собирается закрывать двери. Раньше экипаж поезда состоял из двух человек, но с появлением видеокамер на станциях вторых пилотов сократили и на изогнутых станциях машинисту помогают телевизоры.

Stockholmsub08 Стокгольмский метрополитен

8. Самая психоделическая станция – Kungsträdgården (Королевский сад). Находится в самом центре города, удобно для туристов. Тут полный трэш – римские скульптуры, стекающие ручьи, атомный потолок и т.д

Stockholmsub09 Стокгольмский метрополитен

9.

Stockholmsub10 Стокгольмский метрополитен

10.

Stockholmsub11 Стокгольмский метрополитен

11. Знаменитая станция Rådhuset. Дядя Володя, который, до того как переехать в Германию в середине 90ых, работал в киевском Метрострое, отреагировал на светофоры. Сказал мол странно, что в технически развитой Швеции до сих пор по ним ездят. Мне добавить нечего, надеюсь специалисты прокомментируют.

Stockholmsub12 Стокгольмский метрополитен

12.

Stockholmsub13 Стокгольмский метрополитен

13. Станция Tensta. Лейтмотив оформления станции – “Роза иммигрантам, солидарность и братство”. Видимо, подземная красота была призвана сгладить наземную реальность. А реальность такова, что районы Tensta и Rinkeby самые неблагополучные в городе, проще говоря гетто. При этом станция Rinkeby тоже очень красивая.

Stockholmsub14 Стокгольмский метрополитен

14.

Stockholmsub15 Стокгольмский метрополитен

15. А вот русских почти нету. Живут в этом районе в основном беженцы из Сомали, Ирака и бывшей Югославии.

Stockholmsub16 Стокгольмский метрополитен

16. Solna Centrum запоминается, прежде всего, ярко-красному цвету. Одна из самых популярных среди туристов и это неудивительно. Красный цвет всегда бросается в глаза, беспроигрышный вариант оформления icon smile Стокгольмский метрополитен

Stockholmsub17 Стокгольмский метрополитен

17.

Stockholmsub18 Стокгольмский метрополитен

18. Sundbybergs centrum напоминает мне подземные города гномов из фентезийных миров.

Stockholmsub19 Стокгольмский метрополитен

19. Вместо того, чтобы закрываться скалу бетоном, как это делали в 60ых, в 70ых решили покрывать горную породу 7-8 сантиметровым слоем набрызг-бетона. Набрызг-бетон повторяет форму скалы и создает впечатление пещеры или грота. Такая конструкция станций обходится значительно дешевле и сэкономленные деньги пошли на более смелое оформление станций. Более того, это сделало Стокгольмское метро уникальным, ведь на тот момент в мире не существовало аналогично оформленных станций.

Конечно, не обошлось и без мракобесия. Критики начали рассказывать, что такие станции опасны для психики, ведь они будут ассоциироваться со страшными подземельями, адом, чем-то непонятным и вообще не по-православному это. Первые “пещерные” станции оборудованы громоздкими металлическими подвесными потолками, призванными разрушить ощущение пещеры и подземелья. Со своей задачей они то справляются, но по-моему как раз они и создают гнетущее ощущение, которое, конечно, полностью отсутствуем на станциях пещерного типа без них. Надеюсь в будущем эти конструкции с потолка уберут.

Stockholmsub20 Стокгольмский метрополитен

20. Mörby centrum – одна из конечных красной линии. По подвесному потолку мы уже можем определить, что Mörby centrum входит в первую очередь пещерных станций.

Красная линия.

Из 36 красных станций 17 подземные, 15 наземные и 4 надземные. Есть среди них и шедевры и самые обычные, типовые проекты.

Stockholmsub21 Стокгольмский метрополитен

21. Станция Universitetet. В оформлении 2 основных мотива: экспедиция Карла Линнея в Лапландию и декларация ООН о правах человека, текстом которой выложены путевые стены.

Stockholmsub22 Стокгольмский метрополитен

22. Вагон модели CH6 на фоне декларации о правах человека, которая гласит “Каждый человек имеет право ездить в метро и беспрепятственно его фотографировать”. Нет такого пункта? А жаль…

Stockholmsub23 Стокгольмский метрополитен

23. Второй тип, новый соответственно, это поезда Bombardier моделей C20 и C20F, в составе 3 колбаски по 3 вагона, которые соединены гармошкой. Рекламы в вагонах немного.

Stockholmsub24 Стокгольмский метрополитен

24. Станция Tekniska högskolan (Политехнический университет).

Stockholmsub25 Стокгольмский метрополитен

25. Станция Stadion. Радуга означает не то, что вы подумали. Этот прекрасный символ не всегда был “гордым знаменем пропаганды гомосятины”. В данном случае, по задумке автора, радуга должна напоминать нам о чистом небе над головой!

Stockholmsub26 Стокгольмский метрополитен

26. Выйдем из-под земли. Не все стокгольмские станции шедевры и неповторимы. Axelsberg – одна из многих типичных наземных станций.

Stockholmsub27 Стокгольмский метрополитен

27. Или Bredäng.

Stockholmsub28 Стокгольмский метрополитен

28. Но иногда, отъехав совсем далеко от центра, можно получить и сюрприз. Станция Alby одна из самых удаленных от центра, но прокатиться туда стоит!

Stockholmsub29 Стокгольмский метрополитен

29. Опять мерзкий подвесной потолок в сеточку, значит ранняя станция пещерного типа, и к Википедии не ходи!

Stockholmsub30 Стокгольмский метрополитен

30. Zinkensdamm – подземная станция полностью закованная в бетон.

Stockholmsub31 Стокгольмский метрополитен

31. Или внезапно пингвин на Aspudden. Из описания: “Пингвин держит куб на животе и вместе они создают иррациональный ориентир, который придает станции особый характер”. Сложно не согласиться с автором icon smile Стокгольмский метрополитен

Stockholmsub32 Стокгольмский метрополитен

32. Mariatorget из той же серии. Что мне нравится, ну прям очень-очень нравится, так это отсутствие дешевых материалов в отделке. Никакого пластика или вагонки, только дерево, металл, стекло и бетон. Без мрамора, но со вкусом. Кстати, вы наверное уже заметили как много лавочек. Лавочка это не декоративный элемент, а чтобы посидеть и удобно дождаться поезда. Независимо от оформления станции почти все лавочки одинаковые и, что очень важно, деревянные!

Stockholmsub33 Стокгольмский метрополитен

33. Синяя станция Duvbo. Зря думали, что пещерные станции будут пугать людей, сейчас все равно никто по сторонам не смотрит, все в айфон тупят.

Stockholmsub34 Стокгольмский метрополитен

34. Västra skogen, тоже синяя линия.

Stockholmsub35 Стокгольмский метрополитен

35. По тому как в Стокгольме устроены пересадки между разными видами транспорта можно писать учебники. Все сделано на столько грамотно, что вот прям вообще не к чему придраться. Станция Ropsten, отсюда отходит много автобусов и электричка. Станция находится на эстакаде, в конце спуск на перроны электрички, внизу стоят автобусы.

Stockholmsub36 Стокгольмский метрополитен

36. Переход между синей и зеленой линиями на Fridhemsplan, красота.

Stockholmsub37 Стокгольмский метрополитен

37. Станция Alvik, здесь пересекаются метро и трамвай. Боковые пути – это метро, а посредине – трамвая. Трамвай специально заезжает на эстакаду станции метро в свой отдельный тупик, чтобы погрузить/выгрузить пассажиров и возвращается обратно на свои пути.

Stockholmsub38 Стокгольмский метрополитен

38. Чтобы пересесть с трамвая на метро нужно просто перейти на противоположную сторону платформы, все. О трамвае я буду часто вспоминать по ходу рассказа о зеленой линии метро, ведь их судьбы тесно переплетены.

Зеленая линия

Первая линия стокгольмского метро, с неё началось развитие метро и закончилась эпоха трамвая. В послевоенные годы Стокгольм совершил ту же ошибку, что и многие другие города. Отказался от уже развитой трамвайной сети в угоду личному автомобилю, как основному виду транспорта, и сделал ставку на метро в вопросе общественного транспорта. Вольво и СААБ были в восторге, только довольно быстро стало ясно, что с исчезновением трамвая пробки на дорогах не пропали, а лишь усилились. Сейчас эту ошибку принялись исправлять и трамвай находится в эпохе возрождения, но это уже совсем другая история.

Stockholmsub39 Стокгольмский метрополитен

39. Станция Ringvägen (кольцевая дорога) в 1933 году. Сейчас эта станция называется Skanstull.

Stockholmsub40 Стокгольмский метрополитен

40. Наши дни. На потолке все еще можно увидеть крючки для контактной линии оставшейся от трамвая.

Большинство из 49 зеленых линий наземные и мало отличаются от друг друга. По началу оформлению станций особого внимания не уделяли и сделали все под копирку.

Stockholmsub41 Стокгольмский метрополитен

41. Типичная зеленая станция. Это Blåsut, но можно вставить любое другое название icon smile Стокгольмский метрополитен

Stockholmsub42 Стокгольмский метрополитен

42. И ночной вид.

Stockholmsub43 Стокгольмский метрополитен

43. Farsta. Спальный район может выглядеть вот так.

Stockholmsub44 Стокгольмский метрополитен

44. Или вот так, Stureby. Живешь со всеми преимуществами деревни, но в городе и возле метро – красота!



Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments