Kolmen Ristin Kirkko (tienhaara) wrote,
Kolmen Ristin Kirkko
tienhaara

За пределами "близнецового мифа": "нейтральные воды" диалога в свете концепции У

Оригинал взят у orfis_sakarna в За пределами "близнецового мифа": "нейтральные воды" диалога в свете концепции Уварова
Так. Про марийцев(и не только) нарылся прекрасный сайт с выборкой наблюдений и менталитете различных народов:
http://www.national-mentalities.ru/diversity/nacionalnopsihologicheskie_osobennosti_etnosov_rossii/povolzhe/etnomentalitet_marijcev_e_v_nikitina/ - о менталитете марийцев.

Очень заинтересовал следующий момент:
"В значимом для понимания марийского этноменталитета диссертационном исследовании Г. Е. Шкалиной «Традиционная культура и современное самосознание народа мари» (Шкалина, 2003, эл. ресурс) утверждается, что «основы ментальности народа мари находятся в представлениях о бесконфликтном саморазвёртывании мира в процессе его творения из первоматерии; этим отличается его мифология от индоевропейской» (там же), а также «современное обращение к традиционной культуре народа мари открывает новые перспективы не только для него самого, но и для России, для мирового сообщества». Во-первых, это выработка ценностных ориентаций, отвечающих утверждению экологического сознания, экологии духа, необходимых современному человеку вне зависимости от места его проживания. Во-вторых, готовая модель гармоничного жизнеустроения в природе. Традиционное общество мари и сегодня во многом отличается сбалансированным, органичным культурно-хозяйственным укладом жизни. В-третьих, гуманитарная социальная практика. Традиция как содержание социоестественной ментальности служит базовой ценностью, предопределяющей сбалансированную устойчивость культурной модели. «Такая модель не несёт в себе конфронтации, агрессии, изоляционизма, а открыта для всех народов, культур, вероисповеданий» (там же). «Любовь, радость, признание, доверие, терпимость, дружелюбие, искренность, простота, честность, преданность, самоотверженность, сострадание, великодушие, щедрость, милосердие» для мари являются «чувствами созидательного характера», и именно эти чувства являются признаками истинной марийской этнокультуры (там же).
"

Действительно, индоевропейская традиция чудовищно, космически диалектична и включает в себя конфликт в самом своём основании.

Вражда Индры с Вритрой(Грозодержца и Хтоника), реконструированный русский миф о поединке со Змеем.
А ещё зороастрийцы с Ахура Маздой и Ангра Майнью, Светлым и Злым близнецами.

Дуализм зороастризма, впрочем, заведомо ассиметричен: рано или поздно, но победит Благой Господь, а Злой Дух вкусит поражение. Если благоверные люди будут сражаться вместе с Благим Владыкой, то это произойдёт раньше; если нет - что ж, Ахура Мазда и сам справится, но медленнее, потому что люди будут добавлять Злому Духу силы своими гадостями и вредностями.

Ахура Мазда - "Тот, кто был, есть и будет".
Ангра-Майнью - "Тот, кто был, есть, да не будет"


Это я всё к чему?
К "расширению диалоговой зоны" - той Тишины незнания, которое лежит между "я это знаю" и "я не знаю того,чего я не знаю". Того умения "покоится в ещё не изведанном", которое ведают мистики

М.С. Уваров(полемизируя с православных позиций с светским гуманизмом и коммунизмом), в своих статьях много писал о том, что русская культура отлична от европейской тем, что для нас свойственно бинарное делание мира(мы-они), а для европейцев - триадное(я-ты-он).

Уваров продвигал идею Троицы как идею основого архетипа Руси, который, тем самым, приближает нас к прогрессу наиболее естественным и органичным образом - что требует построения государства на православных основаниях.

В естественности Троицы для русского можно усомниться: менталитетная разница отражается даже в разнице между православием и католицизмом: у католиков есть "серая, нейтральная зона", "чистилище", а у православных - ты либо в рай, либо в ад. Либо мусор, либо герой.
Никакого чистилища русское православное миросозерцание не предусматривает
.
Воздушные мытарства же, известные из святоотеческого опыта и вошедшие православие как его духовидческая часть - это процесс суда над душой, но не один из его конечных исходов.

В объективизме полярное мышление было введено как контрмеханика к постмодернистскому европейскому релятивизму.

Позже, Рэнд немного расширила толкование "черно-белого" мира и добавила, что оценка достоинства человека и добродетельности его действий должна быть за пределами "тупо" проецируемой, инстинктивно накладывающейся на мир триадности и диадности и иметь содержательный характер(как пример заведомо манипулятивный риторики приводя утверждения "Все люди белые, серые,чёрные")

К сожалению, тут придется признать, что в рамках классического объективизма это создало внутреннее противоречие: триадное мышление в духе европейского гуманизма - генитальное, родительское, зрелое; мышление Заботы-Покровительства-Третьего Варианта - из классического объективизма практически "выпало" и добавило движению в его современном виде типично русской архаической воинственности, непримиримости, недиалогичности в попытке преодолеть конформизм жертвенности.

Впрочем, это не отменяет необходимости нести ответственность за конечные утверждения - которые не должны носить характера неопределенности.

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments