Оригинал взят у
lisichka_post в Лафарг. Миф о Прометее
Наконец-то я добралась до работы «Миф о Прометее» известного ученого и политического деятеля, зятя Маркса — Поля Лафарга. Для меня стало удивительным, как много может скрываться за знакомым почти всем сюжетом о похищении огня.
В своем исследовании Лафарг отмечает, что мифы всегда отражают реальность, поэтому все происходящее в окружающем мире удивительное, непонятное, грустное, радостное в жизни того или иного народа неизбежно вплетается в ткань предания. В миф о Прометее вплелись таким образом большое количество трагических событий истории народа Греции, переломы жизненного уклада. Вплелась и мечта людей о свободе. Конечно, в форме символов.
Главный символ, который разбирает Лафарг, — это сам похищенный огонь.
Что это за огонь и зачем его похищать? Было бы странно утверждать, что племена Греции были какими-то отсталыми и не знали обычного огня, с помощью которого можно пожарить мясо. Тем более, упоминание огня есть в более древних греческих мифах. Получается, что похищенный огонь особый, божественный, который Зевс по какой-то причине не хотел делить с простыми смертными.
Это огонь, который помог людям овладеть искусствами и науками, наделил их надеждами и устремлениями. Подтверждение можно найти в трагедии Эсхила «Прометей прикованный»:
Реальный ли это огонь или некое душевное горение? Оказывается, что для древнего человека это неразделимо. Потому что сакральный огонь, горящий в очаге дома, для него и есть символ свободы и души. В первобытном матриархате, когда собственность племени не была разделена, огонь в общем очаге грел каждого человека общины и, следовательно, наделял его душой.
Когда патриархат подавляет матриархат, а в Древней Греции это происходит с долгими кровопролитными боями, во главе рода становится один человек — отец, патриарх. Войны племен, поддерживающих матриархат и поддерживащих патриархат, воплотились в мифе как битва Зевса за трон Кроноса. Раньше Гея была главнее Урана, Рея главнее Кроноса, теперь же Зевс вытеснил женские божества. Зевс побеждает на небе, а на земле глава рода становится единственным владельцем огня и обладателем души, хозяином всех своих братьев, сестер, дочерей, сыновей... У них больше своей души нет.
Прометей — древний титан, равный Зевсу — остается верен матриархату. Доказательством тому служат последние слова эсхиловского Прометея, взывающего к Гее, его матери, матери всех богов и первому верховному божеству греков:
Прометей жалеет и любит людей. Преданный матриархату, он знает, что в те времена душа была у всех. Его подвиг в мифе на земле означает получение свободы от единого патриарха-узурпатора. Он символизирует ослабление патриархата, возможность остальным членам рода самостоятельно заводить свои семьи, быть свободными в выборе занятий и своего места в жизни.
В школе нам такого не рассказывали.
P.S. Как всегда сильным остается для меня образ Прометея — титана, распятого на скале. Миф о Прометее с достойным его пафосом можно назвать гимном жажде справедливости и человеколюбию.
Борхес писал в рассказе «Четыре цикла» о сюжете с распятым богом, который повторяется из раза в раз в течение всей человеческой истории: тому примеры Один, Митра... Но за людей были распяты всего лишь двое — Прометей и Христос, из чего можно сделать вывод, что именно миф о Прометее стал отправной точкой европейского гуманизма.
Замечательная работа, я ее очень советую. Советую и прочитать другие работы Лафарга в книге «Религия и капитал»: https://yadi.sk/i/URk4eFmVoFYV8

Наконец-то я добралась до работы «Миф о Прометее» известного ученого и политического деятеля, зятя Маркса — Поля Лафарга. Для меня стало удивительным, как много может скрываться за знакомым почти всем сюжетом о похищении огня.
В своем исследовании Лафарг отмечает, что мифы всегда отражают реальность, поэтому все происходящее в окружающем мире удивительное, непонятное, грустное, радостное в жизни того или иного народа неизбежно вплетается в ткань предания. В миф о Прометее вплелись таким образом большое количество трагических событий истории народа Греции, переломы жизненного уклада. Вплелась и мечта людей о свободе. Конечно, в форме символов.
Главный символ, который разбирает Лафарг, — это сам похищенный огонь.
Что это за огонь и зачем его похищать? Было бы странно утверждать, что племена Греции были какими-то отсталыми и не знали обычного огня, с помощью которого можно пожарить мясо. Тем более, упоминание огня есть в более древних греческих мифах. Получается, что похищенный огонь особый, божественный, который Зевс по какой-то причине не хотел делить с простыми смертными.
Это огонь, который помог людям овладеть искусствами и науками, наделил их надеждами и устремлениями. Подтверждение можно найти в трагедии Эсхила «Прометей прикованный»:
... Лучше вы послушайте
О бедах человеков. Ум и сметливость
Я в них, дотоле глупых, пробудить посмел.
Об этом не затем, чтоб их кольнуть, скажу,
А чтоб понять вам, как я к людям милостив.
Они глаза имели, но не видели,
Не слышали, имея уши. Теням снов
Подобны были люди, весь свой долгий век
Ни в чем не смысля...
...Премудрость чисел, из наук главнейшую,
Я для людей измыслил и сложенье букв,
Мать всех искусств, основу всякой памяти...
О бедах человеков. Ум и сметливость
Я в них, дотоле глупых, пробудить посмел.
Об этом не затем, чтоб их кольнуть, скажу,
А чтоб понять вам, как я к людям милостив.
Они глаза имели, но не видели,
Не слышали, имея уши. Теням снов
Подобны были люди, весь свой долгий век
Ни в чем не смысля...
...Премудрость чисел, из наук главнейшую,
Я для людей измыслил и сложенье букв,
Мать всех искусств, основу всякой памяти...
Реальный ли это огонь или некое душевное горение? Оказывается, что для древнего человека это неразделимо. Потому что сакральный огонь, горящий в очаге дома, для него и есть символ свободы и души. В первобытном матриархате, когда собственность племени не была разделена, огонь в общем очаге грел каждого человека общины и, следовательно, наделял его душой.
Когда патриархат подавляет матриархат, а в Древней Греции это происходит с долгими кровопролитными боями, во главе рода становится один человек — отец, патриарх. Войны племен, поддерживающих матриархат и поддерживащих патриархат, воплотились в мифе как битва Зевса за трон Кроноса. Раньше Гея была главнее Урана, Рея главнее Кроноса, теперь же Зевс вытеснил женские божества. Зевс побеждает на небе, а на земле глава рода становится единственным владельцем огня и обладателем души, хозяином всех своих братьев, сестер, дочерей, сыновей... У них больше своей души нет.
Прометей — древний титан, равный Зевсу — остается верен матриархату. Доказательством тому служат последние слова эсхиловского Прометея, взывающего к Гее, его матери, матери всех богов и первому верховному божеству греков:
О святая матерь, о всех и вся
Заливающий светом небес эфир,
Без вины страдаю — глядите!
Заливающий светом небес эфир,
Без вины страдаю — глядите!
Прометей жалеет и любит людей. Преданный матриархату, он знает, что в те времена душа была у всех. Его подвиг в мифе на земле означает получение свободы от единого патриарха-узурпатора. Он символизирует ослабление патриархата, возможность остальным членам рода самостоятельно заводить свои семьи, быть свободными в выборе занятий и своего места в жизни.
В школе нам такого не рассказывали.
P.S. Как всегда сильным остается для меня образ Прометея — титана, распятого на скале. Миф о Прометее с достойным его пафосом можно назвать гимном жажде справедливости и человеколюбию.
Борхес писал в рассказе «Четыре цикла» о сюжете с распятым богом, который повторяется из раза в раз в течение всей человеческой истории: тому примеры Один, Митра... Но за людей были распяты всего лишь двое — Прометей и Христос, из чего можно сделать вывод, что именно миф о Прометее стал отправной точкой европейского гуманизма.
Замечательная работа, я ее очень советую. Советую и прочитать другие работы Лафарга в книге «Религия и капитал»: https://yadi.sk/i/URk4eFmVoFYV8